Обзоры поездок

Путешествие поездом “Янтарь” из Калининграда в Москву

В  этом обзоре я расскажу про свое путешествие из Калининграда в Москву, которое состоялось в августе 2022 года. Из Москвы в Калининград я добирался на самолете. А вот ехать обратно решил поездом, так как было интересно попробовать такой путь.

Покупка билетов

Билеты покупал на сайте РЖД. С давних времен между Москвой и Калининградом курсирует фирменный поезд “Янтарь”. Именно на него я и купил билет.

Время в пути из Калининграда в Москву на поезде “Янтарь” составляет около 19 часов. Я купил свой билет в плацкартный вагон. Цена со всеми сборами получилась 4500 рублей.

Пора переходить непосредственно к обзору. Мое путешествие начинается с Южного вокзала Калининграда. Замечу, что в Калининграде имеется 2 железнодорожных вокзал – Южный и Северный. С Южного вокзала отправляются все поезда дальнего следования, включая поезд “Янтарь”. А Северный вокзал, расположенный ближе к центру города, используется для пригородного сообщения. Многие используют Северный вокзал как стартовую точку для поездок на Балтийское побережье – в курортные города Зеленоградск и Светлогорск.

Южный вокзал Калининграда

Итак, за час до отправления поезда прибываю на Южный железнодорожный вокзал Калининграда. Монументальное здание из темного кирпича было построено еще до войны, когда Калининград был Кенигсбергом и входил в состав Германии. Сейчас же на фасаде гордо красуется герб РСФСР – нынешней России, бывшей когда-то основой Советского Союза.

Внутри вокзал довольно тесный, смотрится гораздо меньше, чем снаружи. На входе встречает некая скульптурная композиция с какими-то странными существами, больше всего похожими на птиц.

Справа от входа кассовый зал.

В этом же помещение находится и зал ожидания слева от касс.

Места для ожидания выполнены из дерева в стильном дизайне.

В глубине за залом ожидания находятся автоматические камеры хранения.

Сувенирный магазин для тех, кто не успел их купить в городе перед отъездом. Главные сувениры в Калининграде – это конечно же изделия из янтаря.

Табло с расписанием поездов дальнего следования из Калининграда. Таких поездов здесь не густо, всего 3 маршрута – в Москву, Санкт-Петербург и Сочи.

Железная дорога в Калининграде, в основном, обслуживает маршруты внутри области. Абсолютные лидеры по пассажиропотоку – электрички в Зеленоградск и Светлогорск.

Кстати, небольшой лайфхак. Летом на побережье Балтийского моря лучше ехать с Южного вокзала. Поезда стартуют там, потом проходят через Северный вокзал и идут на побережье. В период ажиотажного спроса больше шансов занять удобные месте при посадке на стартовой точке, то есть Южном вокзале.

Ну что ж, пора уже мне идти на посадку. Выход к платформам производится через подземный тоннель.

Посадка на поезд “Янтарь”

Перрон на Южном вокзале Калининграда неожиданно большой и просторный.

Целых 7 путей накрыты тремя большими навесами.

Сама платформа тоже построена с размахом. Уходит далеко вперед. Здесь может поместиться очень длинный состав.

Всего несколько вагонов нашего поезда даже как-то теряются в огромном количестве пустого пространства.

Пожалуй, достаточно про перрон и пора мне уже найти свое место. Мой 8-й вагон стоит под навесом.

Посадка на поезд “Янтарь” Калининград-Москвы уже идет полным ходом.

Вагоны поезда “Янтарь” Калининград – Москва

Теперь расскажу про состав. Вагоны мне понравились, современные и качественные. “Янтарь” считается фирменным поездом. Поэтому он комплектуется лучше обычных пассажирских поездов.

Снаружи все вагоны выкрашены в фирменные цвете РЖД – серый фон и на них большой логотип компании красным цветом. Обратите внимание, что у двери имеется перекинутый на платформу трап, что позволяет катить тяжелые чемоданы на колесах прямо до своего места в вагоне.

К нашему составу также был прицеплен почтово-багажный вагон. Почта из Калининградской области на “большую землю” идет по железной дороге!

Захожу внутрь в свой плацкартный вагон номер 8.

Вагон российского производства внутри отделан светлым пластиком. В общем-то, стандартный плацкартный вагон. Большой плюс в том, что вагон достаточно новый. Застарелой засохшей грязи нет, в вагоне имеется кондиционер.

Рядом с туалетом оборудованы емкости для мусора.

Уборная оснащена биотуалетом.

Очень важная мелочь. В каждом купе есть розетка 220 вольт, позволяющая зарядить или подключить свои электронные устройства.

Сервис в поезде “Янтарь”

Что сказать про сервис в поезде “Янтарь”? В общем-то он стандартный практически для всех фирменных поездов РЖД. Наверное, мой рассказ про сервис будет банальным, но все же перечислю те моменты моего ж/д путешествия, которые входят в понятие “сервис”.

Начну с того, что моя постель на верхней полке уже была застелена до посадки в поезд.

Напротив купе проводника выставлен набор продуктов, которые можно приобрести в пути за дополнительную плату.

Помимо питьевой и газированной воды, в ассортименте орехи, печенье, шоколадные батончики.

Расписание движения поезда, чтобы следить за своим местоположением и остановками.

И еще такая интересная современная “фишка”. На столике наклеены несколько QR-кодов, отсканировав которые можно заказать еду, купить товары, написать обращение руководству РЖД (например, жалобу или благодарность))

Вообще говоря, мои 19 часов путешествия на поезде “Янтарь” из Калининграда в Москву прошли быстро и незаметно. Далее я перейду к тому, что увидел в дороге.

Виды из окна – Калининградская область

Первое что меня заинтересовала, еще практически на перроне – исторические поезда, стоящие на путях рядом с вокзалом. Как оказалось, это экспонаты музея железнодорожного транспорта. Находится музей слева от здания вокзала, если смотреть с привокзальной площади. По всей видимости, неплохой музей, нужно будет его посетить при следующей поездке в Калининград.

Как известно, Калининградская область – это бывшая Восточная Пруссия. Немецкая территория, отошедшая к Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны. Поэтому, область имеет свой колорит, тут и там можно заметить некий европейский налет. Например, кирхи – бывшие лютеранские церкви, которые можно встретить в разных местах. На фото ниже кирха Розенау (сейчас носит название Покровская церковь) недалеко от железнодорожных путей в Калининграде:

Единственная остановка поезда “Янтарь” в Калининградской области – станция города Черняховск.  На этой станции поезд стоит 5 минут, можно выйти из вагона подышать.

Следующая остановка уже на границы – пограничный пункт со стороны Калининградской области находится на станции Чернышевское. Путь из Калининграда до границы с Литвой занимает менее 2-х часов.

Рядом со станцией видны развалины кирхи Эйдткунена, еще одного осколка Восточной Пруссии.

Пересечение границ

Хочу заметить, что пересечение государственных границ, наверное, самое большое неудобство при путешествии поездом из Калининграда в Москву. При довольно коротком расстоянии пограничный контроль приходится проходить 4 раза (выезд из России, заезд в Литву, выезд из Литвы, заезд снова в Россию). И на каждом таком контроле поезду приходится стоять 40-60 минут, пока пограничники не обойдут все вагоны. То есть почти 4 часа дорожного времени уходит только на прохождение границ.

Еще один важный момент! Литва входит в Шенгенское соглашение Евросоюза, поэтому граждане РФ при поездке на поезде “Янтарь” обязательно должны иметь заграничный паспорт и визу. Если у Вас имеется действующая шенгенская виза, то можно путешествовать с ней. Другой вариант – при покупке билета на сайте РЖД можно оформить разовую транзитную визу, действующую только на время поездки. Пример такой визы, которая распечатывается на обычно листе бумаги, представлен на следующем фото.

Документы для проезда из Калининграда в Москву на поезде через Литву (заграничный паспорт и виза):

Движение поезда через Литву

Через час после отправления с пограничной российской станции Чернышевское поезд Калининград-Москва прибывает на первую литовскую станцию Кибартай.

Здесь опять пассажиров ожидает часовая стоянка, во время которой наряд литовских пограничников обходит все вагоны. Выходить из вагона нельзя!

Нужно сказать, что за время движения поезда по Литве, которое занимает всего 3 часа, пассажиры не могут выйти ни на одной станции. Фактически, через территорию Литвы поезд проходит транзитом только с техническими остановками.

При этом маршрут проходит через 2 крупнейших литовских города. И если Каунас поезд обходит стороной по объездной дороге, из окна вагона поезда можно увидеть только окраины города…

… то в Вильнюсе, столице Литвы, поезд “Янтарь” останавливается. Но выходить в Вильнюсе запрещено, двери вагонов закрыты, а путь с поездом огражден забором.

Остановка в Вильнюсе литовцы сейчас используют вообще для антивоенной агитации пассажиров поезда. Напротив всех вагонов на заборах развешаны плакаты, призванные оказать воздействие на российских зрителей.

Здесь же на вокзале можно увидеть и какие-то непонятные группы молодых людей с украинскими флагами и лозунгами.

Хотя железная дорога проходит рядом с центром Вильнюса, сам город практические не видно. Из окна поезда можно увидеть лишь обрывки старых улиц литовской столицы.

Всего через 3 часа после отправления с Вильнюсского вокзала Литва заканчивается. Пограничная станция при выезде в сторону центральной России называется Кяна.

Именно здесь проходит граница Евросоюза и России! На фото ниже пограничный столб Литовской Республики на станции Кяна.

Станция Кяна довольно крупная. Здесь много железнодорожных путей. Пограничный и таможенный досмотр проходят не только пассажирские, но и грузовые поезда.

Прибытие в Москву

Расписание поезда “Янтарь” из Калининграда в Москву построено таким образом, что оставшаяся после Литвы часть пути проходит уже ночью в “спальном” режиме. С последней на маршруте пограничной станции – белорусской Молодечно, поезд отправляется в 22:27 и далее уже без тревог для пассажиров следует через Беларусь в Москве. Я напомню, что у России с Беларусью действует безвизовый режим и единое таможенное пространство. Поэтому, пограничных и таможенных контролей  на границе Беларуси и России нет. Пассажиры могут спать спокойно.

В 08:54 утра поезд “Янтарь” прибыл на Белорусский вокзал российской столицы. И на этом мое путешествие из Калининграда в Москву благополучно завершилось.

Алексей Марчуков

Эксперт в области транспорта, интернет-маркетинга. Путешественник. Обозреватель.

Recent Posts

Поезда в Крым в 2024 году – маршруты и расписание

Перечень и полное расписание всех поездов из регионов России в Крым в 2024 году -…

9 месяцев ago

Поезд 585/586 “Таврия” Волгоград — Симферополь

Пассажирский поезд "Таврия" из Волгограда в Крым. Схема вагонов, фото, расписание, сервис. Билеты на поезд…

10 месяцев ago

Правила возврата ЖД билетов в 2024 году

Перед тем, как рассказать о правилах возврата ЖД билетов в 2024 году, обратим внимание на…

10 месяцев ago

Правила перевозок железнодорожным транспортом РФ 2024

Правила перевозок железнодорожным транспортом России. Основные правила перевозок РЖД и нормы законодательства РФ, регулирующие проезд…

10 месяцев ago

Правила перевозки детей в поездах РЖД в 2024 году

Правила проезда детей в поездах России. Применяемые льготы для детей при внутренних и международных перевозках…

10 месяцев ago

Правила перевозки животных в поездах РЖД в 2024 году

Особенности перевозки домашних животных в поездах России (дальнего следования, высокоскоростных и пригородных). Перечень животных, разрешенных…

11 месяцев ago