Железнодорожный транспорт очень популярен в Китае. Это один из самых доступных, удобных и быстрых способов путешествия по стране. Практически все существующие ж/д компании подчиняются Министерству железных дорог КНР. Основным оператором железных дорог Китая является государственная компания China Railway (CR). Головной офис компании расположен в Пекине, а численность персонала превышает 10 миллионов человек.
Содержание
Сеть железных дорог Китая
Сегодня китайские железные дороги имеет развитую маршрутную сеть. Практически из любой провинции можно добраться в любую точку страны напрямую. Поездка с одного конца страны на другой займёт не более трёх суток.

Карта железных дорог Китая
Сеть железных дорог в стране постоянно растет. Ниже представлена карта железных дорог Китая по состоянию на 2018 год.
Цветом на карте отмечены железные дороги:
Высокоскоростные железные дороги Китая
Высокоскоростные железные дороги (к таким относятся линии, где скорость движения на маршруте превышает 200 км/ч) – локомотив роста железных дорог в Китае. Строительство первых высокоскоростных линий началось в 1996 г. и активно продолжается в настоящее время. По плану развития железных дорог, протяженность маршрутов высокоскоростных поездов в 2020 году составит более 18 000 км.
Развитие высокоскоростных железных дорогах строится вокруг 8 основных направлений, покрывающих основные экономические центры страны с севера на юг и с востока на запад.
Основные ВСМ с севера на юг Китая (вдоль побережья):
- Пекин — Харбин (параллельно построена трасса Тяньцзинь — Шэньян);
- Пекин-Шанхай;
- Пекин — Гонконг;
- Шанхай – Ханчжоу – Фучжоу – Шэньчжэнь.
Основные ВСМ с востока на запад Китая:
- Циндао — Тайюань;
- Сюйчжоу — Ланьчжоу;
- Шанхай — Ухань — Чэнду;
- Шанхай — Куньмин.
Подробнее о высокоскоростных железных дорогах Китая
Пассажирские перевозки на высокоскоростных магистралях осуществляют специально построенные поезда, имеющие обозначение CRH (China Railway High-speed). Сегодня на железных дорогах Китая эксплуатируются уже несколько поколений таких составов, построенных в Китае по проектам ведущих мировых производителей поездов – Bombardier, Siemens, Kawasaki. Новейшие поезда являются уже собственными разработками китайских производителей.

Международные ЖД перевозки
Железные дороги Китая имеют международное сообщение с Казахстаном, Монголией, Вьетнамом, Северной Кореей и Россией. Между Россией и Китаем существуют следующие пограничные переходы:
- Маньчжурия — Забайкальск;
- Суйфэньхэ — Гродеково (Дальневосточная железная дорога);
- «Золотое звено» Хуньчунь — Камышовый (Приморский край).
Железнодорожная инфраструктура на границе Китай – Россия постоянно развивается. Совершенствуются имеющиеся переходы и строятся новые.
Большие планы связаны с развитием международного высокоскоростного железнодорожного сообщения. В ближайшие десятилетия планируется построить несколько новых ВСМ (высокоскоростных магистралей) за пределы Китая:
- ВСМ “Евразия” Пекин – Москва (время у пути от Пекина до Москвы составит всего 32 час);
- ВСМ в Монголию;
- ВСМ в страны Средней Азии с продлением до Ирана и Турции.
Стандарты сервиса China Railway
Сервис на Китайской железной дороге довольно высокого уровня. Все поезда новые и современные. А далее комплекс услуг зависит от типа поезда и типа вагона.
Типы поездов
По железным дорогам Китая ходят поезда нескольких категорий. Они различаются по скорости, количеству остановок и набору услуг. Категории поездов имеют буквенное обозначение.
G – сверхскоростной поезд, максимальная скорость – 350 км/ч
D – скоростной поезд, максимальная скорость – более 200 км/ч, делает несколько остановок
Z – в большинстве случаев ночной поезд с плацкартными и купейными вагонами, максимальная скорость – 160 км/ч, следует практически без остановок
T – поезд-экспресс с сидячими, плацкартными и купейными местами, максимальная скорость – 140 км/ч
K – делает остановки в городах и посёлках, максимальная скорость – 120 км/ч
Поезда без буквы – низкоскоростные со старым составом, в настоящее время встречаются крайне редко.

Типы вагонов
– Мягкий спальный вагон – 2х или 4х местное купе;
– Жесткий спальный вагон – купе с шестью полками;
– Вагон с мягкими сидячими местами;
– Вагон с жёсткими сидячими местами.
Последние два типа вагонов различаются только комфортабельностью кресел. Все поезда оснащены розетками для зарядки телефонов и других гаджетов, интернетом и буфетом. Еду также развозят проводники на протяжении всего маршрута.

Типы билетов
В настоящее время на Китайской железной дороге используются несколько типов бумажных билетов:
- Распечатанный принтером на бумаге билет с красной штриховкой;
- Билет с магнитной полосой с голубой заливкой;
- Билет, выданный мобильным автоматом по продаже билетов на поезда;
- Квитанции разных сборов за дополнительные услуги.
Если пассажиры покупают билеты со станций отправления, которые поддерживают регистрацию с помощью ID-карт (паспортов), они могут регистрироваться и выходить из станции непосредственно через автоматические ворота с паспортами, использованными при покупке билетов.
Где купить билеты на Китайские железные дороги
Приобрести билет на поезд Китайской железной дороги довольно сложно без знания китайского. Самая распространённая практика – обратиться в турагентство или же забронировать билет на сайтах, где информация дублируется на английском или русском языке. Однако, выкупать билет всё равно придётся в кассе по предъявлению паспорта.
Примеры сайтов для бронирования билетов:
http://www.china-train-ticket.com
https://www.chinahighlights.ru/china-train
На этих же сайтах можно посмотреть и расписание поездов на заданный маршрут и даты. Указав пункт отправления, пункт назначения и дату, появится информация обо всех доступных вариантах, включая тип поезда, время отправления, время прибытия, а также цены на места в зависимости от класса.
На крупных станциях расположены специальные автоматы. Здесь также можно найти информацию о расписании поездов, наличии свободных мест и карту маршрута. А вот купить билет через такой терминал не получится, так как данная услуга доступна только гражданам КНР.
Интересные факты о железных дорогах Китая
- Китай имеет развитую сеть скоростных и высокоскоростных железных дорог, которая превышает подобные сети в Японии и Европе вместе взятые.
- В 2004 году был запущен первый регулярный высокоскоростной поезд на магнитной левитации «Шанхайский маглев». Скорость движение такого поезда достигает 431 км/ч.
- В 2006 году была введена в эксплуатацию самая высокогорная железная дорога в мире. Маршрут Цинхай – Тибет проложен на высоте до 5072 м над уровнем моря.
Контакты компании China Railway
Официальный сайт Китайской железной дороги: