Скоростной поезд Синкансэн в Японии

Все типы поездов Синкансэн в ЖД депо города Ниигата

Поезд Синкансэн (Shinkansen) или, как его ещё называют, «Поезд–пуля», – такая же неотъемлемая часть Японии, как  сакура, суши и гора Фудзи. В переводе с японского «Синкансэн» означает «новая магистраль» и служит для обозначения как самих поездов и линий, так и всей системы высокоскоростной железнодорожной сети страны Восходящего Солнца. Синкансэн для японцев – это не просто сверхскоростные поезда, а отдельный вид транспорта.

Составы Синкансэн входят в состав Японских железных дорог и служат для перевозки пассажиров между крупнейшими городами страны. Они также доставляют пассажиров из отдалённых мест на работу в мегаполисы.

Скоростной поезд Синкансэн

История поезда Синкансэн

До появления высокоскоростных магистралей все железные дороги Японии были исключительно узкоколейными (1067 мм) и имели много изгибов из-за  особенностей местного рельефа. Развивать высокие скорости на таких дорогах было невозможно, да и сами поезда, хотя и были меньше и экономичнее в производстве, имели меньшую грузоподъёмность.

Бурный экономический рост страны в послевоенные годы создал огромный спрос на грузовые и пассажирские перевозки, и в 1950-е годы двадцатого века появились разговоры о проекте скоростного поезда. Изначально у проекта было много противников, которые полагали, что поезд не выдержит конкуренции с авто- и авиатранспортом. Однако, в конце 1050-х годов проект строительства Синкансэна с шириной колеи в 1435 мм  был окончательно утверждён.

Принято считать, что Синкансэн строился специально к открытию Олимпийских игр в Токио, но это не совсем так. Прокладка высокоскоростных магистралей в стране Восходящего солнца началась ещё до того, как Токио выбрали городом проведения игр. Реальная стоимость проекта почти в 2,5 раза превысила заявленную. Покрыть дефицит удалось как раз-таки благодаря Олимпийским играм.

Рано утром 1 октября 1964 года со специально построенной платформы состоялась церемония первого запуска Синкансэна.

Проект имел невероятный успех и достаточно быстро окупился. Уже спустя три года после первого запуска он начал приносить прибыль. Первоначально линии строились с расчётом на скорость 260 км/ч, но позже были модернизированы до более высоких скоростей (280 – 320 км/ч). Сеть Синкансэна постоянно расширяется, новые линии строятся и по сей день.

Маршрутная сеть поезда Синкансэн в 1964 году
Маршрутная сеть поезда Синкансэн в 1964 году

Маршруты и операторы

Синкансэн – это главная транспортная артерия Японии. Разные линии плавно переходят одна в другую  и образуют одну длинную линию, которая вытянута вдоль всей страны и буквально пронизывает её. Общая протяжённость этой супер-линии составляет 2000 км, и преодолеть это расстояние на поезде Синкансэн можно примерно за 11 часов. Основная линия имеет несколько ответвлений. Во многих местах есть также возможность пересесть на обычные поезда, чтобы уехать «поперёк» страны.

Сеть высокоскоростных поездов использует европейскую колею шириной 1435 мм в отличие от старых железнодорожных  линий Японии с колеёй 1067 мм. Кроме специальных скоростных путей, поезда Синкансэн имеют собственные платформы, которые длиннее обычных.

Сеть железнодорожных линий Синкансэн разделена на 5 географических зон. В каждой из этих зон поездами управляют разные компании-операторы, входящие в структуру Японских железных дорог:

  • JR Central – обслуживает центральную часть Японии (остров Хонсю), включая самую популярную линию Токио-Осака через крупнейшие города Киото и Нагоя;
  • JR East – самая протяженная сеть линий Синкансэна, ведущая из Токио на восток страны (города Ниигата, Нагано, Сендай, Мориока, Аомори);
  • JR West – железнодорожная сеть на западе острова Хонсю, основные города – Осака, Кобе, Хиросима, Кокура, Фукуи);
  • JR Kyushu – оператор линий Синкансэна на острове Кюсю (города Хаката, Кумамото, Кагосима и Нагасаки).
  • JR Hokkaido – самый молодой оператор, обслуживает новейшие линии Синкансэна, ведущие на остров Хоккайдо.
Маршрутная сеть поездов Синкансэн в 2024 году
Маршрутная сеть поездов Синкансэн в 2024 году

Виды поездов Синкансэн

Поезда-пули сильно отличаются от обычных прежде всего своей вытянутой носовой частью, которая служит для создания необходимой аэродинамики, и напоминают футуристические космические корабли.

По японским высокоскоростным магистралям курсируют 3 категории Синкансэна: «Нозоми», «Хикари» и «Кодама».

  • Самый быстрый из них – экспресс «Нозоми». Некоторые участки путей он проходит со скоростью 300 –320 км/ч и делает остановки  только на крупных станциях.
  • Следующий по скорости поезд «Хикари» (до 270 км/ч) останавливается и на промежуточных станциях.
  • Самый «медленный» из поездов, экспресс «Кодама», на некоторых участках развивает скорость свыше 200 км/ч и останавливается на всех станциях.

Стоит отметить, что максимальная скорость Синкансэна составляет 350 км/ч. Однако, при прохождении некоторых местностей и населённых пунктов для него действует ограничение скорости – 110 км/ч.

Все типы поездов Синкансэн в ЖД депо города Ниигата
Все типы поездов Синкансэн в ЖД депо города Ниигата

Типы вагонов Синкансэн

Обычные места (Regular seats) встречаются во всех поездах Синкансэн и они достаточно удобные. В таких вагонах установлены два ряда с тремя и двумя креслами через проход (3 на 2).

Зелёные вагоны (Green car) можно сравнить с бизнес-классом самолётов. В таких вагонах обычно не так многолюдно, как в вагонах с обычными местами. За большую стоимость предлагается большее пространство для ног  и более комфортабельное кресло.  Места расположены в двух рядах с компоновкой кресел 2 на 2 через проход.

Ещё больше комфорта и пространства предлагает билет Гран Класс (Gran Class). Его можно сравнить с первым классом в самолётах. В таких вагонах имеются два ряда с одним и двумя креслами. В стоимость проезда также включён дополнительный набор услуг.

Обычные пассажирские места в поезде Синкансэн
Обычные пассажирские места в поезде Синкансэн
Места Гран-класса в поезде Синкансэн
Места Гран-класса в поезде Синкансэн

Внутри поезда Синкансэн

Вагоны Синкансэна исключительно сидячие, но очень комфортабельные. Спинки кресел опускаются достаточно глубоко, есть также откидные столики и розетки. Обычно все кресла смотрят вперёд по направлению движения поезда, но если вы путешествуете компанией из 4-6 человек, и у вас места в двух соседних рядах, есть возможность развернуть передний лицом назад. Для этого нужно нажать на специальную педаль, которая есть под каждым рядом.

Через каждые пару вагонов расположены туалеты и комнаты для курения. Еду и напитки можно купить у проводниц, которые ходят по составам со специальными тележками.

Место машиниста поезда Синкансэн
Место машиниста поезда Синкансэн

Интересные факты о поезде Синкансэн

За историю существования железнодорожных линий Синкансэн этот скоростной японский поезд отметился несколькими интересными фактами.

  • Изначально поезда Синкансэн предназначались для пассажирских и грузовых перевозок. Сейчас служат только для обслуживания пассажиров.
  • В поездах Синкансэн установлена автоматическая система оповещения, которая срабатывает в случае землетрясения и тормозит поезд за доли секунды до толчка.
  • Поезда Синкансэн могли бы развивать и большие скорости, но их скоростной режим ограничен из-за опасности землетрясений.
  • В 1980-е года после жалоб жителей города Нагоя на шум и сильные вибрации от проезжающих поездов, стали внедряться технологии по устранению данной проблемы. В настоящее время по путям, проходящим рядом с домами, поезда проезжают практически бесшумно.
  • Поезда Синкансэн зарекомендовали себя как безопасный вид транспорта. С момента их эксплуатации в 1964 году не зарегистрировано ни одной аварии с человеческими жертвами. Больше никакой скоростной железнодорожный транспорт в мире не имеет таких же показателей.
  • Высокоскоростные поезда Японии курсируют только в дневное время. Линии Синкансэн закрываются на ночь (с 0:00 до 6:00) для проведения обслуживания. В это время по практически параллельным линиям продолжают курсировать обычные поезда.
Скоростной поезд Синкансэн на фоне горы Фудзияма в Японии
Скоростной поезд Синкансэн на фоне горы Фудзияма в Японии

Билеты на поезд Синкансэн

Билеты на поезд Синкансэн могут быть со свободной посадкой (Non-reserved)  и с определённым номером места (Reserved). Свободная посадка подразумевает, что человек может выбрать любой вагон и любое место из тех, которые попадают в категорию его типа билета. Такая схема действует для обычных мест (Regular seats).

Билеты в зелёные вагоны (Green car) и Гран Класс (Gran Class) всегда с определённым номером места. Забронировать место с определённым номером можно за дополнительную плату, однако для держателей Japan Rail Pass данная услуга является бесплатной.

Где купить билет на Синкансэн

Приобрести или забронировать билет на Синкансэн можно тремя способами:

  1. В железнодорожных кассах (Ticket counter)  на всех крупных станциях Японии.
  2. Через билетные торговые автоматы (Vending machine). Как правило,  меню у данных аппаратов на двух языках – японском и английском.
  3. Купить билет через Интернет на официальных сайтах поездов Сннкансэн.

Билеты на Синкансэн онлайн

Билеты на поезда JR Central, JR West, JR Kyushu (это линии Sanyo, Tokaido и Kyushu Shinkansen) можно приобрести онлайн на официальном сайте поезда Синкансэн под названием SmartEx.

Билеты на поезда JR East также можно приобрести на японской онлайн-платформе по продаже билетов Ekinet. Эта платформа также позволяют бронировать места. Здесь можно купить билеты на все поезда JR East, включая поезда Tohoku, Joetsu и Hokuriku Shinkansen.

Стоимость билетов на Синкансэн

Стоимость проезда в поездах Синкансэн зависит от расстояния и  типа билета. Чем больше расстояние, тем выше стоимость, и чем комфортабельнее место, тем также придётся заплатить больше.

Существует три типа билета на поезда Синкансэн: обычные места (Regular Seats)  зелёные вагоны (Green Car) и Гран Класс (Gran Class). Указанные типы билетов соответствуют типам вагонов – наподобие экономического, бизнес, и первого классам в самолетах. Подробнее о типах вагонов Синкансэна читайте выше в данной статье.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для завершения регистрации проверьте свой e-mail.